Почему ВОЗ не называет коронавирус SARS-CoV-2?
Фото. Автор: joker1991 / Shutterstock.com.
Всё началось с названия «Вирус из Уханя», после чего о проблеме начали говорить именно так практически все СМИ — от местных китайских, до мировых. Позже стали использовать терминологию «Уханьский коронавирус», «Китайский коронавирус», а затем и 2019-nCoV. Наконец, 11 февраля Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дала официальное название этой болезни: COVID-19.
Расшифровка этого названия следующая: «CO» — означает корону, «VI» — собственно вирус, а «D» — болезнь (англ. Disease). 19 — год открытия этого вида инфекции. При этом, сам вирус, который вызывает заболевание, по классификации Международного комитета по таксономии вирусов называется SARS-CoV-2. Аббревиатура «SARS» говорит о генетической связи нового коронавируса с вирусом, который вызвал вспышку заболевания в 2003 году. Таким образом, правильно было бы использовать название SARS-CoV-2, а не COVID-19, поскольку первое — это именно вирус, а второе — болезнь, которую он вызывает.
Несмотря на это, ВОЗ почти никогда не использует шифровку SARS-CoV-2. Вместо этого говорят о «вирусе, ответственном за COVID-19» или «вирусе COVID-19». Технически, это является тавтологией, ведь по сути, это будет означать «вирус коронавирусной болезни».
Вопрос правильной маркировки нового коронавируса лежит в плоскости не только мирового здравоохранения, а и геополитического соперничества между странами. Это теперь не просто названия — это информация, причём критически важная в сегодняшней ситуации. Именно за возможность руководить информационным полем о пандемии и ведётся ожесточённая борьба.
В последние дни, на фоне снижения количества зарегистрированных случаев заболевания, Китай как раз участвует в подобной информационной борьбе. Американские политики, в том числе президент Дональд Трамп, довольно часто используют такие термины, как «Китайский вирус», а представитель Белого дома даже назвал его «Кунг-флю», явно намекая на китайское происхождение проблемы. В этом контексте мнение ВОЗ, как нейтральной организации, по поводу официального названия вируса и болезни, приобретает довольно большое значение.
На своем веб-сайте ВОЗ пишет, что избегает использования термина SARS-CoV-2, потому что использование названия SARS может иметь непредвиденные последствия с точки зрения создания панических настроений у некоторых групп населения, особенно в Азии, наиболее пострадавшей от вспышки SARS в 2003 году. На пресс-брифинге 13 февраля исполнительный директор ВОЗ Майкл Райан отметил, что SARS-CoV-2 — это технический термин для вирусологов в лабораториях, а COVID-19 — для обычных людей. По словам господина Райана, он не видит проблемы в разнице терминов — сейчас важно донести до людей сведения о вирусе и о борьбе с ним, а не его название.
В специальном заявлении для издания Quartz ВОЗ добавила, что в соответствии с согласованными мнениями между самой Всемирной организацией здравоохранения, а также Всемирной организацией по охране здоровья животных и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН, название вируса не должно быть привязано к местности, животному, индивидууму или определённой группе людей. С другой стороны, в списке пандемических и эпидемических заболеваний ВОЗ есть несколько вариантов, которые прямо относятся к географическому местоположению. Например, Ближневосточный респираторный синдром (MERS), Лихорадка Ласса (город в Нигерии), а также Конго-крымская геморрагическая лихорадка.
В таких медицинских журналах, как «The Lancet» и «The New England Journal of Medicine», ученые используют как «COVID-19», так и «SARS-CoV-2» для обозначения заболевания и вируса соответственно. При этом никогда не используют термин ВОЗ «вирус COVID-19». Аналогичным образом, в статьях, опубликованных ведущими эпидемиологами, авторы тоже усердно разграничивают болезнь и вирус. Но почему же сама ВОЗ так неохотно использует название SARS-CoV-2?
По ряду мнений, использование в качестве названия SARS-CoV-2 может вызвать путаницу. В письме, опубликованном в прошлом месяце в издании «The Lancet», шесть авторов из Китая (в том числе трое из Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний) утверждали, что наименование нового коронавируса SARS-CoV-2 действительно вводит в заблуждение. По мнению авторов, оно подразумевает повтор вспышки атипичной пневмонии, особенно для тех, у кого нет технических знаний в области вирусологии.
Авторы добавили, что название SARS-CoV-2 может оказывать неблагоприятное воздействие на социальную стабильность и экономическое развитие стран, переживающих эпидемию, поскольку люди начинают паниковать при мысли о повторном появлении атипичной пневмонии. Вместо этого они предложили использовать название «Коронавирус человека 2019» или HcoV-19.
Отвечая непосредственно на это письмо месяц спустя, группа из 12 ученых из США, Гонконга и материкового Китая утверждала, что SARS-CoV-2 на самом деле является вполне подходящим названием для нового коронавируса. Название, как они утверждали, не происходит от названия болезни SARS, но относится к группе вирусов SARS. Другими словами, вирусы этого вида могут быть названы SARS независимо от того, вызывают ли они SARS-подобные заболевания. Авторы также утверждают, что использование правильной терминологии не повлияет на социальную стабильность, а наоборот — поможет подготовиться к быстрому и адекватному реагированию на появление подобных проблем.