Названия аэропортов

Названия аэропортов

Фото. Автор: Iryna Inshyna / Shutterstock.com.

Каждый день в небо поднимается порядка 85 тысяч самолетов гражданской авиации, чтобы доставить людей и их багаж в место назначения. Один из самых интересных вопросов в этой области – способ наименования аэропортов. Предлагаем разобраться в данной теме.

Названия аэропортов

Каждая воздушная гавань именуется по-своему. Обычно в качестве основного наименования используется близлежащий населенный пункт. Например, самарский Курумоч повторяет имя села и станции, расположенных неподалеку; московский Домодедово находится на территории муниципального образования Домодедово; петербургский Пулково – в одноименной местности, которая упоминается в летописях с XVI века. Главная лондонская воздушная гавань Хитроу носит имя деревеньки Heath Row, которая была на месте сооружения до этого.

В названиях аэропортов мира могут встречаться имена политических деятелей, к этой категории принадлежат более 200 аэровокзалов по всему миру. В Сан-Паулу ключевой гаванью является Гуарульюс, более 15 лет назад он был назван в честь бывшего губернатора Андре Франко Монторо. Главный аэропорт Аляски носит имя Теда Стивенса, американского политика и сенатора от данного штата. Луи Армстронг, один из величайших джазовых исполнителей в мире, являлся выходцем из Луизианы, Нового Орлеана. Его имя значится в названии «New Orleans Louis Armstrong International Airport». А в столице Азербайджана есть аэровокзал Баку Гейдар Алиев, который назван в соответствии с ФИО экс-президента страны, крупного политического и партийного деятеля. В Тель-Авиве расположен международный аэропорт имени Дов Хоз, пионера израильской авиации.

Также наименование может говорить о каком-то важном государственном празднике. Так, аэродром Салвадора ранее был наречен Международным аэропортом 2 июля – это дата получения бразильским штатом Баия независимости.

Фото. Автор: Gorodenkoff / Shutterstock.com.

Что такое ИАТА и ИКАО?

Ассоциация воздушного транспорта присваивает каждому такому объекту индивидуальный идентификатор или код ИАТА. В случае с аэровокзалом он состоит из трех латинских букв, формируется по нативному принципу. Используется авиакомпаниями, сайтами и агрегаторами по продаже билетов, системами бронирования. Примерами сокращенных названий аэропортов в данном случае являются: VCE (Венеция), лондонский LCY происходит от словосочетания «London City Airport». Некоторые российские города сохраняют старые коды ИАТА – речь идет о тех населенных пунктах, которые были дважды переименованы в XX веке в связи с изменением политического строя. К таковым относятся Самара (с 1935 по 1991 гг. являлась Куйбышевом, поэтому получила кодировку KUF, которая до сих пор актуальна), Нижний Новгород (с 1932 по 1990 гг. именовался Горький, отсюда шифр GOJ).

Еще один способ международной классификации аэропортов – разделение по коду ИКАО. Он присваивается организацией гражданской авиации и состоит из четырех букв. Формируется в зависимости от местонахождения. Первая буква говорит о том, где находится континент: «L» — центральная и южная Европа. Вторая – идентификатор страны в регионе. Остальные две определяют сам объект. Некоторые названия аэропортов России и мира не имеют собственного кода ИКАО. При необходимости им присваивается «ZZZZ» (это делается, когда есть потребность их включения в маршрут). В случае с Россией, префикс «U», который относится к «USSR», сохранился до сих пор. Он актуален для множества бывших советских республик. Взгляните: UC — Киргизия; UM — Белоруссия. Также на «U» начинаются регионы РФ: Южный и Северо-Кавказский регионы (UR), Дальний Восток (UH).

Большинство военных аэродромов по всему миру имеют и ИАТА, и ИКАО. Но в России они обладают только внутренним четырехбуквенным индексом, который назначается Министерством обороны РФ. Начинаются с буквы «Ь». Если вы заметили, что ведомственный аэропорт имеет ИКАО, значит, он относится к аэродромам совместного базирования или может выступать как запасной гражданский.

Во времена СССР появилась внутренняя система кодирования городов, она строилась подобно ИАТА, т.е. по нативному принципу. Состоит из трех русских букв. В отличие от ИАТА, где прежние наименования до сих пор не заменены на новые, в данной системе все коды актуальны. Так, Самара была КУФ, а стала СМШ, Петербург был ЛЕД, а сейчас это СПТ. Такой «шифр» типичен для небольших аэропортов, у которых нет собственных международных кодов.

Фото. Автор: Nick Starichenko / Shutterstock.com.

Специализированные классификации

В авиации существует еще несколько типов градации аэровокзалов. По объему производимых перевозок выделяют следующие виды:

  • внеклассные – через них в год проходит более 15 млн пассажиров, таковым является один из самых загруженных аэропортов Америки с названием «Vancouver International Airport»;
  • I класса – ежегодно обслуживают от 10 до 15 млн. человек;
  • II класса – годовой объем пассажиропотока составляет от 7 до 10 млн человек;
  • III класса – услугами таких воздушных гаваней пользуются от 4 до 7 млн;
  • IV класса – они в состоянии обслужить 1 – 4 млн человек в год;
  • V класса – в течение 12 месяцев способны справиться с пассажиропотоком от 100 тыс. до 1 млн;
  • неклассифицированные – трафик не превышает 100 тысяч пассажиров.

При классификации аэропортов учитывается и длина взлетно-посадочной полосы вместе с несущей способностью. В рамках такого разделения рассматривают 6 классов, обозначаемых буквами русского алфавита. Диапазон размеров ВПП – от 500 м до 3200 м.

Также важна взлетная масса принимаемых самолетов. Некоторые воздушные гавани способны обслуживать различные по габаритам суда, без ограничений, они считаются внеклассными. Есть те сооружения, которые справляются с самолетами 75 т и более (в т.ч. Ил-62, Ил-76 и др.), их относят к первому классу. На второй класс приходятся машины весом от 30 до 75 т (это Як-42, Ту-134), на 3-й – 10 – 30 т. Еще одна категория – аэровокзалы, способные принимать суда до 10 т.

Российские летчики среди прочих классификаций и типов аэропортов должны знать различие их статусов. Они могут быть федерального, регионального и местного значения. Первые обязаны обеспечивать сообщение на международном и межрегиональном уровне, вторые – между субъектами РФ, третьи предназначены для установления авиасвязей между городами, муниципальными районами и поселениями.

Наибольшее число воздушных гаваней именуются в соответствии с близлежащими населенными пунктами. Часто их называют в честь известного общественного и политического деятеля. В авиации различают типы аэровокзалов в зависимости от габаритов судов, величины ВПП, ежегодного объема обслуживаемых пассажиров.

Комментарии (0)
Оставьте ваш комментарий первым
captcha