Псевдонимы советских революционеров
Иллюстрация: Автор: Kamira / Shutterstock.com.
О псевдонимах великих людей мы знаем еще со школы, но откуда они взялись и зачем их вообще брали – нам тогда не объясняли. Порой, даже сложно было понять, где настоящая фамилия, а где прозвище. А если понимали, то пытались догадаться, что именно означают псевдонимы революционеров. Значение некоторых из них угадывалось без труда, но многие оставались загадкой. С какой целью деятели революции брали себе псевдонимы и почему выбирали именно такие? Каковы источники их появления? Почему Ульянов взял псевдоним Ленин? Предлагаем вам узнать историю возникновения самых знаменитых из них.
Иосиф Виссарионович Сталин
Вождю народа было присуще логическое мышление, благодаря которому появилось его первое партийное прозвище: Коба. Иосиф Виссарионович взял его в честь персидского царя по имени Кобадес, личности достаточно сильной и неординарной. Немного урезав имя, Джугашвили стал называть себя Коба, что можно интерпретировать как "могучий царь". Происхождение псевдонима Сталин имеет сразу две истории появления. Первая: великий революционер обожал книгу "Витязь в тигровой шкуре" в переводе известного в те годы лирика Евгения Сталинского. Сократив фамилию, Иосиф Виссарионович стал Сталиным. Вторую причину взять псевдоним Сталин Джугашвили обнаружил в родном грузинском языке, с которого "джуга" переводится как "сталь". Очень удачное совпадение.
Владимир Ильич Ленин
Не менее интересны разнообразные версии, которыми окутан псевдоним Ленин. Самые известные две из них. Если верить первой, то, будучи еще Ульяновым, Владимир Ильич должен был срочно уехать за границу, но нелегально. И тогда один из его помощников предложил подделать документы на имя своего отца по фамилии Ленин, который на тот момент находился при смерти. Сказано – сделано. И Владимиру Ильичу так понравилась эта "обновка", что он решил оставить чужую фамилию себе навсегда. Вторая версия о происхождении псевдонима Ленин указывает на присутствие в жизни революционера некой Лены, даже трех. Это певица хора Мариинского театра Елена Зарицкая, некая красавица по имени Елена и личный секретарь Владимира Ильича Елена Стасова.
Лев Давидович Троцкий
У псевдонима этого революционного деятеля также существуют две версии. Настоящая его фамилия – Бронштейн, но мы все прекрасно знаем, как в те времена относились к евреям. Поэтому Лев Давидович был вынужден взять псевдоним и, недолго думая, выбрал фамилию Троцкий, в честь понравившегося ему литовского города Троки (ныне Тракай). Но есть и альтернативная версия, которая относится к юным годам революционера, когда Бронштейн угодил за решетку одесской тюрьмы. Фамилия старшего надзирателя была Троцкий, он был очень властной личностью и имел весомый авторитет у заключенных. Якобы молодой Лев Давидович настолько был впечатлен властью и сильным характером этого человека, что, выйдя на свободу, попрощался с родной фамилией и стал Троцким.
Мартын Иванович Лацис
Многие псевдонимы революционеров в России имеют достаточно простое объяснение. В пример можно привести одного из руководителей чрезвычайного комитета особого главного политического управления – Мартына Ивановича Лациса. На самом деле его звали Янис Фридрихович Судбрас, но ему пришлось сменить не только фамилию, но и имя с отчеством, чтобы не быть арестованным за революционную пропаганду. И поступил он весьма изобретательно: будучи латышом, взял слово "läti" ("латыш") и стал Латисом. То есть, особо не раздумывал, а просто использовал свою национальность для псевдонима.
Лев Борисович Каменев
Достаточно "опасной" для тех времен фамилией обладал и этот советский партийный деятель – Розенфельд. Выбирая себе псевдоним, Лев Борисович использовал изящный пассаж с девичьей фамилией своей жены, Ольги Бронштейн. Он перевел с немецкого языка вторую часть ее фамилии и стал Каменевым (stein – камень). И хотя Розенфельд буквально можно перевести как "поле роз", Лев Борисович предпочел взять псевдоним.
Симон Аршакович Тер-Петросян
Этот большевик и революционер имел весьма оригинальную партийную кличку – Камо. Причем, в отличие от других политических деятелей, Симон Аршакович ее не придумал, а получил еще в детстве. По его словам, в школьные годы это странное прозвище ему дали одноклассники после одного смешного случая. Однажды на уроке учитель задал вопрос о падежах, и маленький Симон должен был сказать "чему", но оговорился и ответил "каму". В классе разразился хохот, и с тех пор ребята называли не по имени, а прозвищем Камо.
Артур Христианович Артрузов
Очень изобретательно при выборе псевдонима поступил и этот советский деятель. Его мать была эстонкой и латышкой, а отец был итальянцем, поэтому родная фамилия Артура Христиановича была Фраучи. По одной версии, для своего псевдонима он использовал латинское выражение "sudor per artus iit", что можно перевести как "на теле выступил пот". И слово "artus" означает "тело". По второй версии, артос – это церковный термин, который используется для просфор. Обе версии указывают на то, что человек это был неглупый.
Какие еще псевдонимы брали советские революционеры?
В те времена считалось хорошим тоном брать псевдонимы по топографической местности, на основе времен года и с использованием различных имен. Так Миней Михайлович Губельман стал Емельяном Ярославским, Михаил Павлович Ефремов стал Томским, а Гирш Яковлевич Бриллиант, несмотря на такую красивейшую фамилию, предпочел стать Сокольниковым. Времена года в своих псевдонимах решил использовать Юлий Осипович Цедербаум, став Мартовым, а также Ян Михайлович Ляховецкий, сменив фамилию на Майский. Заимствование разных имен в псевдонимах было самым распространенным явлением. Например, Евсею Ароновичу Радомыльскому почему-то понравилось имя Зиновий, и он стал Григорием Евсеевичем Зиновьевым. Александр Самойлович Пикер взял фамилию Мартынов, Владимир Александрович Овсеенко решил быть Антоновым, а Сергей Миронович Костриков перед тем, как стать Кировым, носил фамилию Миронов.